На фоне потока зарубежной литературы, что я зубрю, вспоминаются уроки литературы в школе. Как многое мне хотелось бы там изменить!
Русская литература велика и могуча - не спорю. Поэтому она и рассчитана не на 13-16леток. Нужен гораздо более "зрелый" читатель. Даже сейчас, возьми я перечитать то же "Горе от ума", Пушкина, Толстого, Достоевского - я бы гораздо меньше засыпал накаждой странице и хоть что-то бы понял. Кроме того, что это нудная тягомотина.
Это не значит, что литературу надо убрать вообще. Просто от прочтения "Преступления и наказания" от корки до корки мало что изменится в десятикласснике. И зачем врать самим себе - все прекрасно знаюит, что дай бог пара человек в классе осилит каждую неделю читать что-то длиннющее и великое, остальные утешатся кратким содержанием. Так почему не давать литературу обзорно, уже кратким содержанием? Ну и давать отдельным ученикам задание "подготовить такое-то произведение". Но тогда уж толком подготовить. Тогда до тех, кому надо, и так с возрастом дойдёт "Ага, тот писатель писал о том-то - мне это было бы интересно". А остальным 99% оно нафиг не надо - разве что сканворды решать.
А чтоб не деградировали - раз в месяц проводить урок, где каждый приносит книгу, которую читает или недавно прочел. И учитель рандомным образом спрашивает учеников: что читал, о чём книга, чем увлекла, что понравилось и не понравилось, ну и всякое такое. Неважно, пусть читают Гарри Поттера, Поппи Брайт, Донцову, да хоть мангу - лишь бы читали и могли обосновать, что книга им действительно интересна, что это - книга для них. И отвечать - только устно. На бумаге мы все умные, а сказать что-то помимо "А, ну эта, ну мне типа понравилось, потому там как бы прикольно, ну и главный герой ну такой, ну прям ваще" - с этим, увы, не только у школоты проблемы.